Газета "Бизнес", №36 (867), 7 сентября 2009 г.

Комментарий генерального директора П. Н. Синявского к статье "Стеклобой" (авт. Шавкат Бек).

В 2006 г. стекольный рынок Украины вырос практически вдвое. И достаточно дорогое европейское высококачественное стекло, и более дешевая продукция единственного в Украине стекольного завода мгновенно находили своего покупателя. Ни отечественный производитель, ни компании-импортеры не смогли сразу осилить такой уровень спроса. Несмотря на то, что объемы производства стекла европейскими заводами значительно увеличились в это время, возник дефицит сырья. Отечественному же производителю не удалось предложить достаточный объем материалов, чтобы покрыть весь спрос в своем ценовом сегменте. Как следствие, в Украину начались активные поставки дешевого китайского стекла.

В 2007 г. «Пролетарий» ввел в эксплуатацию новую стекловарную печь и начал вытеснять азиатского производителя. В итоге, в 2008 г. доля импорта из Китая упала едва ли не втрое, а лисичанский завод смог вернуть себе свою нишу.

Однако, во второй половине 2008 г. украинский стекольный рынок (как и вся строительная отрасль) существенно замедлил темпы роста. Кроме того, на нем появились новые игроки - завод "Гардиан-стекло Рязань" и концерн Sisecam (Турция), которые тут же потеснили остальных производителей (игроков), заняв к концу года в общей совокупности более 20% рынка. Отсутствие на рынке спроса на ожидаемом уровне, появление новых конкурентов, а также рост цен на энергоносители сказались на отечественном производителе – 2008 г. «Пролетарий» закончил со значительными убытками. В конце концов, завод вынужден был сократить объемы производства.

Естественно, что сейчас «Пролетарий» стремится любыми способами выйти из сложившейся сложной ситуации и буквально выжить конкурентов.

Тем не менее, следует отметить, что достаточно молодой отечественный производитель пока не достиг того уровня производства и наличия ассортимента, который могут предложить потребителю европейские заводы. Речь идет даже не о качестве, а, банально, о количестве предлагаемых видов стекла. Неправильно было бы говорить о том, что европейские производители составляют конкуренцию украинскому – это совершенно разные «весовые категории» (и по цене, и по качеству, и по наличию выбора). Так что, если будут приняты ограничительные меры в отношении импорта европейского стекла, возникнет дефицит качественного сырья, который отечественный завод в любом случае не сможет покрыть, а значит и прибыли от этого никакой не получит. Что же касается возможных «серых дилеров», то их деятельность наносит убыток, прежде всего, официальным импортерам стекла.

Ввиду общемирового кризиса и учитывая шаткую экономическую ситуацию в Украине, ведущие европейские заводы едва ли захотят вкладывать средства в постройку новых мощностей. А то, что они лишатся части прибыли в результате ограничительных мер, вряд ли поспособствует энтузиазму западных инвесторов. Тем более, сейчас, когда перспективы украинского рынка строительства и недвижимости более чем призрачны.

Карта объектов:
Наши партнёры: